Для такого явления как фанфикшен, понятия "реализм" и "достоверность" достаточно условны. Но я искренне верю: реализм реализму рознь, а читательская практика показывает, что даже космооперный межгалактический ксенофильский пиздец можно написать так, чтобы сам Станиславский поскребся о крышку гроба и крикнул в кладбищенский чернозем: "Верю!"
И поэтому весь последний год вектор моего райтерского развития тяготеет именно к этим двум тенденциям: к реалистичности, к достоверности.
А еще к отработке навыков написания порно, но это тема для отдельного поста.Разумеется, я еще в самом начале пути, а мои навыки в зачаточном состоянии, но блин! - тема-то прет! Буквально распирает, я вам скажу. Поэтому, переборов установку "я безграмотный лошара и тексты мои безграмотно-лошарские", я все же решилась запилить пост о том, что по мелочам удалось наскрести опытным путем за это время. Быть может, это кому-нибудь пригодится. Или кто-то из мимокрокодильных райтеров
посоветует мне что-то из своих наработок. Я буду очень признательна.
Аттенш: чукча не филолог, чукча юрист, так что умудренным дипломами и плотной теоретической базой людям останется лишь похихикать в кулачок и пойти по своим делам дальше, в то время как простые смертные будут тереть за муки райтинга.
(Либо ты, филолог-кун, будешь к нам добр и присоединишься, как папка раскидав что к чему и посоветовав годного чтива для прокачки скилла. За это будешь нежно любим и расцелован в смайл).– Органы чувств.читать дальше У меня уже был пост по этому поводу, те, кто читал, можете проматывать к следующему пункту.
Органы чувств - это то, что я держу в голове, начиная любой текст:
- Что герой видит?
- Что герой слышит?
- Что осязает?
- Что обоняет?
С первыми двумя пунктами у фикрайтеров, все более-менее неплохо (вспомним о километровых простынях с описаниями внешности героев, а так же обилие отсылок к тембру голоса в атрибуции диалогов), а вот с последними двумя что-то не густо. Как показывает мой читательский опыт, обоняние и осязание в фиках, как правило, играют, исключительно утилитарную роль.
Пример: графиня А. купила духи из самого Парижу, обрызгалась и соблазнила садовника Б, а автор, тем временем, вывалил в текст все те названия запахов, что сумел когда-то вычитать на сайте "Парфюмерия онлайн". И вот что примечательно: запах не только выступает сугубо функциональным атрибутом текста, но и, как правило, носит исключительно приятную окраску.
Ароматы свежей выпечки, шлейф древесного одеколона, бутоны роз в вазе - романтичненько, красивенько. И так же мертвенько.
В жизни ведь не только розы и булочки, а мужики, зачастую, благоухают отнюдь не одеколоном. Но авторы словно не замечают этого, или не хотят замечать, вымарывая из текста все не_эстетичное.
И я отлично понимаю, почему так происходит, ибо: а)девочки пишут для девочек; б) автор пишет о герое, которому (как правило) симпатизирует, и считает совсем не камильфо наделять его смачным перегаром или кисловатым запахом пота после битвы с драконом.
А жаль. Ведь если переступить через это внутреннее "некрасиво" и взобраться на гору повыше, то станет видно: все это нужно, все это жизненно необходимо.
Ибо читатель, он же живой человек. Он ездит по утрам в общественном транспорте, он потеет в жару, он, пардоньте, пердит в гордом одиночестве своей комнаты (а порою и не смущаясь, при людях), так что никакой Америки вы ему не откроете. Скорее уж схватите его за яйки узнавания жизненности ситуации, подловите и подкупите, очаруете тем, что преподносите ниибацца шипперскую ситуацию так, что он время от времени говорит себе: "Да, блин! Так оно и было!".
Так что, как заповедовал нам Иван Дорн, не надо стесняться, господа райтеры: дерзайте! Осваивайте ароматы помоек, запашину трущоб, душок тлена, разложенки и... будет нам счастье
з.ы. Кстати, сюда же можно добавить и ощущения тела: недосып, мигрень, усталость, энергичность и так далее (из таких мелочей, используя Википедию и МКБ можно как из кусочков Лего по симптоматике собрать интересные вещи вроде психических заболеваний). А более продвинутые пользователи (или просто авторы, охочие для экзотики), могут начинить текст интересными фишечками вроде синестезии, нервного тремора/тика, синдрома "руки-анархиста" или синдром Туретта (для особо упоротых). – Погода, климат и время года.читать дальшеПорою замечаю, что многие райтеры пренебрегают погодой и временами года - т.е. их герои существуют в некой пространственно-временной резервации, где нет ни смены сезонов, ни соответствующих им праздников, ни вполне логичных перемен в гардеробе. И лишь изредка вводятся отдельные явления для аранжировки или форсирования сюжетных сцен.
Из банальных примеров: проливной дождь с грозой/метель/пыльная буря в роли бытового deus ex machina для сведения двух героев в одном замкнутом пространстве и, как следствие, толчка в развитию сюжета (разговор по душам/драка/секс). Оно, если обыграть, может выглядеть эффектно, но согласитесь - избито.
Куда интереснее (например) вплетать нюансы внешнего мира в повествование незаметно, деликатно, но неумолимо. Можно использовать совсем маленькие штрихи вроде пальто, потемневшего на плечах от мороси, грязи на ботинках, запаха весны во всем ее многообразии - от романтического аромата просыпающейся жизни, до критически-социального запашка собачьего дерьма, всплывшего из-под снега.
Но стоит помнить, что дерьмо оно не ради дерьма, а весна - не ради весны, пускай и красиво, и можно поупражняться в сочных эпитетах и метафорах. Нет. Оно для реализма, для достоверности и приближенности к чувственному опыту читателя.
Или, например, разбросав по тексту такие незначительные моменты-маркеры как время суток, пейзаж за окном, динамика в смене времен года, автор может очень тонко и изящно плести паутину своего замысла: усилить эффект от переживаний героя, "подыграв" ему бурей, либо сыграть на контрастах - противопоставить переживания персонажа пасторальной картине бездушного мира, когда на небе ни облачка, а в руке уже веревка и мыло.
Для особо продвинутых можно подкинуть идейку с созданием хичкоковского саспена - т.е. беспощадно (но тонко!) нагнетать обстановку, пока к кульминации и герой, и читатель, не будут находиться в сходном психоэмоциональном состоянии, дабы глубже и полнее прочувствовать авторский замысел.
О, кстати! В этот же пункт стоит засунуть всякие графики и распорядки. К примеру я всегда забываю, что учебный год в Японии (а еще в Индии) начинается в апреле - все тянет писать про первое сентября, свежий осенний воздух, желтые листья, дождик... А потом бета тактично намекает, что "не аутентичноЪ" и с болью в заднице приходится перекраивать весь текст.
Чисто для галочки: в Финляндии и Швеции школота оседает за партами 15 августа, в Испании и Польше - в начале октября, в Австралии - аж в феврале. Такой вот национальный колорит... и тысячи их! Как хорошо, что мы живем в эпоху гугла.– Топография и названия.читать дальшеЛично меня всегда подкупает, когда в тексте автор указывает названия городов, машин, компаний и т.д.
Даже если они мне ни о чем не говорят и забудутся через пять минут, это всегда производит хорошее впечатление: текст словно обретает вес и глубину, ибо каждое название - это своеобразный "якорь", привязывающий плод чьей-то фантазии к полотну реальной жизни. А читать всегда приятнее то, чему веришь, во что можешь погрузиться, и чем глубже - тем лучше.
Я очень не люблю ленивых авторов, пишущих "какая-то машина", "какой-то бар", "какая-то еда" и в тайне желаю, чтобы в их меню тоже писали "какая-то еда. 200 гр. 256 ккл. 430 руб.", а официанты лишь пожимали плечами, мол и без слов же все ясно, бери и жри.
И да, не обязательно в текст пихать бренды и марки, ведь можно подойти и оригинальнее. Например, если ваш герой, скажем, носит фамилию Якобсон, то почему бы ему не питать страсть к маце пончикам суфганиет из теплых чувств к своей расово еврейской бабушке-кулинарке, потчевавшей ими внучка в детстве? Это добавит работе некого колорита, а читатель расширит гастрономический кругозор.
Впрочем, излишняя любовь к "неймигу" может оказаться губительной для текста, яркий тому пример - дамское чтиво, где через строчку вас насилуют в глаз "Гуччи-Прада", или же совсем клинические случаи вроде тех, где автор нифига не разбирается в теме, но отчаянно пытается казаться своим, громоздя одну "фактическую" нелепицу на другую.
Хотя как исключения можно привести в пример въедливую, публицистическую манеру Форсайта, либо уже сложившуюся и признанную стилистику того же Апдайка. Но до этого, пожалуй, нужно еще дорасти.– Досадные мелочи.читать дальшеЧестно, я не знала, как еще можно обозвать этот пункт!)
А суть такова: к примеру, если вы пишите нечто очень альтернативное человеческим будням, т.е. фэнтази, космические приключения, средневековый роман, омегаверс, то не спешите с порога ударяться в совсем уж фантастические вещи.
Сложно сопереживать герою, который качественно отличается от тебя, так уж устроен человек и его механизмы эмпатии. Это печально, но... ведь всегда можно найти выход. Например, наебать эти механизмы: писатели по всему свету с любовью и трепетом проделывают этот фокус уже не одну сотню лет и вполне успешно.
Для этого, подозреваю, умные мужи от мира литературы изобрели целый вагон и тележку приемов, но я пока что не умный и даже не муж, поэтому все постигаю на собственном опыте методом проб и ошибок.
Как показала частная практика, очень хорошо работают досадные мелочи, особенно - членовредительские.
Чтобы стало понятнее: есть герой А., он - бравый межгалактический супер-солдат в экзоскелете и с вундервафлей в кобуре. А. десантируется на планете Ебенища-Центавра, чтобы крошить в фарш местную флору и фауну, но в ходе боевой зачистки оказывается ранен - ему расхерачивает живот: все плохо, кровища, ошметки плоти, в перспективе - не-героический перитонит.
Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять: автор хочет показать, что А. - тоже человек, что А. может быть больно и плохо, но что А. - молодец, сумевший превозмочь боль, собрать кишки и доползти до пункта назначения, выжить и вновь вернуться в строй.
Но. Между тем, что испытывает читатель и тем, чего жаждет автор есть небольшая пропасть жизненного опыта. Ведь среднестатистический читатель имеет мало общего с А., он и от пола-то едва-едва десяток раз сумеет отжаться, а самое болезненное, что ему доводилось переживать в жизни - вывих лодыжки и прессинг гопников, отжимающих мобилу в подворотне. Какой уж тут развороченный живот?
Вот тут-то на сцену выходят мелочи. Досадные, болезненные мелочи.
Скажем, до высадки А. пережил короткую стычку с товарищем, ничего серьезного, никаких экзоскелетов и вундервафель, только старая добрая драка на кулаках. Ключевой момент - "старая и добрая", т.е. вполне знакомая читателю по всей вытекающей симптоматике: сбитые костяшки (которые пекут и саднят, а на следующий день отекают розово-лиловым), свернутый набок нос (металлический вкус крови, от которого першит в горле, алые сопли, гнусавый голос, синяки под глазами), разбитая губа. А. от этих мелочей отмахивается, ведь солдат же, а вот читатель узнает свою побитую в подворотне морду и, невольно, ассоциирует себя с героем. Такая вот получается модерн-интерпретация старого правила о "необычном герое в обычных обстоятельствах".
Лично мне нравятся использовать более странные мелочи: прикусить кусочек щеки изнутри, оттяпав изрядный кус - и чтобы потом мерзко болталась на нитке плоти и пришлось отрывать, пытаясь заткнуть языком кровящую рану и сплевывая алую слюну; неосторожно подцепить ногтями что-то и не рассчитать силу - к херам сорвать ноготь, чтобы пластина сломалась пополам, а кровь запеклась по контуру ногтевого валика бурой каймой и гематома под остатком ногтя сине-фиолетовая. Карочи, тысячи их, таких штук можно напридумывать, было бы желание.Простыня получилась немного сумбурной, написала не все, что хотела, но самые-самые темы вроде схватила.